Как и когда рассказывать детям о профессиях

Выбор будущей профессии — настоящая проблема для многих подростков. Зачастую старшеклассники не представляют, чем хотят заниматься, где учиться. К сожалению, встречается и очень много взрослых людей, которые так и не могут определиться со своим профессиональным интересом.

Чтобы ребенку было проще сделать этот важный выбор, начинать обсуждать различные профессии и сферы деятельности, говорить об известных профессионалах стоит намного раньше старших классов — в начальной школе или даже в детском саду. Мы расскажем, как обсуждать с детьми дело мечты, чтобы им было легче найти свое призвание в будущем.

Почему важно рассказывать детям о профессиях с раннего возраста
Начинать беседы о работе и карьере стоит задолго до переходного возраста — лучше, если это произойдет еще в детском саду.
Американские исследователи Р. Аугер, А. Блэкхерст и К. Уаль отмечают, что даже дошкольники младше 5 лет с интересом обсуждают будущую профессию. Ранняя профориентация полезна: она способствует гармоничному социально-коммуникативному развитию и помогает сформировать положительное отношение к труду.

Большинство детей в детских садах выбирают одни и те же профессии: мальчики хотят стать военными или полицейскими, девочки — актрисами или учительницами. Это происходит оттого, что знания ребенка о различных видах деятельности невелики: родители не всегда находят время рассказать о своей работе, а учителя и воспитатели также не уделяют профориентации достаточно внимания.

По словам исследователей из университета Торонто А. Бадрик, К. Бернес, К. Магнусона и К. Уитко, детям от 5 до 12 лет полезно обсуждать профессии с родителями — это помогает развить целеустремленность и подготовиться к принятию важного решения в выпускном классе. Расскажите ребенку о своей работе, предложите родственникам и друзьям сделать то же самое. Чтобы сформировать широкий кругозор, детям также стоит пробовать себя в различных внешкольных секциях.

Однако, исследование различных видов деятельности должно в первую очередь вызывать интерес. Не стоит через силу заставлять сына или дочь идти в нелюбимый кружок — в этом случае занятия не принесут никакой пользы.

Наблюдаем, как ребенок познает мир
Способность самостоятельно мыслить, учиться и исследовать — важное качество, необходимое каждому человеку. И, рассказывая ребенку о работе, не стоит ограничиваться скучным монологом. Постарайтесь увлечь его: дайте возможность включить воображение, осмыслить сказанное и сделать собственные выводы.

Чтобы помочь дошкольнику или младшекласснику выбрать подходящую профессию в будущем, важно уже сейчас обращать внимание на его таланты, склонности и увлечения. Психологи рекомендуют наблюдать за ребенком, отмечая, как он реагирует на те или иные явления. Как он общается в группе? Какие игры ему нравятся? Какие персонажи книг и фильмов кажутся примером для подражания? Ответы на эти простые вопросы, конечно, не помогут сделать однозначный выбор — но в этом возрасте он и не нужен.
Эти сведения, скорее, дадут возможность построить продуктивный и интересный диалог о труде и жизненных целях.

Как сделать профориентацию веселой
Обсуждая будущую профессию с ребенком, не забывайте: ваша цель — прежде всего расширить кругозор. Покажите ребенку, что мир разнообразен, и для каждого найдется занятие по душе. Малышам наверняка понравятся совместные игры «в работу»: весело готовить вместе с мамой, представляя себя поваром, или ловить преступников с папой, как настоящий полицейский. Детям школьного возраста можно предложить хорошие книги и фильмы о тех, кто нашел себя в профессии.

А после веселой игры или просмотра фильма можно устроить небольшое обсуждение. Поговорите с ребенком, какую пользу обществу приносит та или иная профессия, чем интересен этот вид деятельности, какие личностные качества необходимы для работы в этой сфере.
Игра с наборами Oyster — еще одна отличная возможность примерить на себя образ взрослого профессионала. Каждый из комплектов содержит как теоретические образовательные материалы, так и инструменты для практического знакомства с деятельностью археолога, врача или художника.

Увлекательные творческие задания помогут самостоятельно исследовать интересную профессию во всех подробностях, научиться решать поставленные задачи и развить навык критического мышления. К примеру, будущий инженер сможет собрать подвижную робо-руку и катапульту из предложенных материалов, а затем провести настоящие испытания своих творений.
Кто знает — может, именно эта игра подарит заветную мечту о будущей карьере. А если даже профессия не заинтересует ребенка — что ж, по крайней мере он проведет время с пользой и узнает много нового.

Виртуальная реальность в детском образовании

Технологии дополненной и виртуальной реальности можно применять не только для развлечения, но и в образовательных целях. В этом случае основные их достоинства — наглядность и безопасность: будущие врачи отрабатывают технику проведения операций, а пилоты учатся летать без риска для жизни.

В детском же образовании VR-технологии значительно увеличивают мотивацию: надев специальные очки, ребенок может побывать в космосе или стать свидетелем исторических событий — а это намного интереснее, чем читать и конспектировать учебник. К сожалению, в современных российских школах методы компьютерного моделирования практически не применяют.

Наборы по профессиям Oyster в полной комплектации оснащены 3D-очками с обучающей программой по выбранной специальности.
Современные технологии сделают образовательный процесс увлекательным и покажут, что учеба — это вовсе не скучно. К примеру, маленький врач может пуститься в путешествие по сосудам и увидеть собственными глазами, как выглядит кровь при многократном увеличении. А небольшое онлайн-тестирование поможет проверить, все ли понял будущий доктор, и закрепить материал.

Мы рассказали, почему стоит рассказывать о профессиях детям дошкольного возраста. А вы уже обсуждали с ребенком свою работу?

woman.rambler.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Comments links could be nofollow free.